6 февраля в кинотеатре «Октябрь» состоялась премьера иранского фильма «Пророк Мухаммад — посланник Всевышнего» , снятого режиссером из Ирана Маджидом Маджиди.
Бюджет фильма: $50 млн. Работа над фильмом велась 10 лет. В 2015 году фильм был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
В съемках фильма приняли участие самые известные актеры Ирана. Также в съемочной группе работали: итальянский кинооператор Витторио Стараро, монтажер Роберто Перпиньяни, постановщик спецэффектов Скотт Андерсон, композитор Алла Ракха Рахман и многие другие.
Сам фильм является трилогией. Первая часть, показанная в Москве, посвящена детству пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует) — от рождения до 12 лет.
Для основных съемок (имитация города Мекки) было выбрано место в 55 км от Тегерана. Для этого был построен целый город Нур. Часть съемок проводилась в других районах Ирана, а также в ЮАР и на побережье Персидского залива.
Перед началом премьеры с приветственным словом выступил режиссер картины, а также Никита Михалков, представляя Союз кинематографистов России. Из выступления режиссера стало ясно, что фильм столкнулся с критикой и его не одобрили в университете «Аль-Азхар» и в Саудовской Аравии. Но в то же время Маджид Маджиди отметил, что активно приглашал участвовать в работе ученых Египта и Саудовской Аравии. По заверениям Маджиди перед съемками он изучал жизнеописание Пророка по трудам суннитских и шиитских ученых.
Фильм начинается с торговой блокады мусульман в Мекке, и через некоторое время глазами Абу Талиба (дяди Пророка) действие картины переносит нас в год рождения посланника Всевышнего в виде его воспоминаний.
В фильме показаны родственники пророка Мухаммада (ﷺ): его дед Абд аль-Мутталиб, два дяди, мама Амина, кормилица Халима, монах Бахира, Абу Суфьян.
Актер, сыгравший роль деда пророка Мухаммада
Сам пророк Мухаммад (ﷺ) по ходу фильма предстает в виде младенца, затем —мальчика 12 лет. Но зритель не видит лица Пророка, в кадре зритель наблюдает лишь его силуэт со спины. В других эпизодах слышна лишь речь Пророка-ребенка.
В целом фильм получился эмоциональным. По отзывам людей, которые пришли на показ премьеры, некоторые сцены вызвали сильные эмоциональные переживания.
В то же время по ходу фильма у людей, читавших книгу Ибн Хишама о жизнеописании пророка Мухаммада, возникли вопросы к отдельным эпизодам картины.
Так, некоторые исторические факты, известные нам из книг о пророке Мухаммаде (ﷺ), были изменены и представлены иначе.
Например, освобождение Абу Ляхабом кормилицы Сувайбы происходит не когда она сообщает людям весть о рождении Пророка, а когда ему уже 12 лет, и Пророк сам просит о ее освобождении.
Самуил, который пытался в ходе всего фильма убить пророка Мухаммада
Кроме того, на протяжении всего фильма присутствует отрицательный герой по имени Самуил. Его цель — найти мальчика со знаком пророка на спине и уничтожить его. По ходу фильма происходит несколько сцен, где он и его подельники пытаются осуществить свой план. Но потом Самуил становится очевидцем события у побережья, где якобы пророк Мухаммад спасает людей от жертвоприношения. О таком событии не упоминается в известных нам книгах о жизнеописании пророка Мухаммада, в том числе в книге Ибн Хишама. Потому возникают сомнения в исторической достоверности представляемого.
«Я против массового показа данного фильма, так как на протяжении всего фильма присутствует вольная трактовка исторических фактов, – считает муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов. — Есть много общеизвестных книг о жизнеописании пророка Мухаммада (ﷺ), которым противоречит фильм по ряду эпизодов. Режиссер хоть и сказал, что изучал суннитские и шиитские книги, в картине мы все равно видим, как отдельные факты изменяются и трактуются иначе. Я считаю, что демонстрация частей тела или голоса юного Пророка должна быть одобрена не только отдельными шиитскими учеными, но и большинством суннитских ученых. Для фильма такого рода это очень важное требование. Недопустимо, чтобы достоверно известные события из жизни пророка Мухаммада (ﷺ) так легко изменялись и использовались в художественных целях».
По окончании картины стало понятно, почему в мусульманских странах фильм восприняли негативно.
Стоит отметить, что за все время мирового кинематографа фильмов о пророке Мухаммаде снято всего два: «Послание» 1976 года и «Пророк Мухаммад — посланник Всевышнего» Маджида Маджеди 2015 года.
Итак, фильм вызывает много вопросов относительно достоверности изображенных фактов, но с другой стороны — это служит всему мусульманскому миру сигналом к тому, что наш Пророк так и не раскрыт как заключительный посланник Всевышнего для всего человечества.
Фильмография:
«Взрыв» (1981);
«Паланкин» (1984);
«День экзамена» (1988);
«Семейный день» (1989);
«Бадук» (1992);
«Последнее послание» (1993);
«Бог придет» (1995);
«Отец» (1996);
«Дети небес» (1997);
«Цвет рая» (1999);
«Дождь» (2001);
«Босиком в Герат» (2002);
«Олимпиада в лагере» (2003);
«Ивовое дерево» (2005);
«Песня воробьев» (2008);
«Мухаммад – Посланник Всевышнего» (2015) – первая часть.
umma.news
0 комментариев