3 Jan 14:54 avatar

Все нововведения — это дорога в ад?

Фетвы и ответы: Все нововведения — это дорога в ад?
«Бид‘а — это всякое новопоявившееся, подобного чему не было ранее. В религии — это то новое, что не исходит из текста Корана, Сунны и высказываний богословов из числа сподвижников Пророка. Бывает двух видов: новшество правильного направления (бид‘ату хадй), которое соответствует целям и задачам шариата, и новшество схождения с верного пути (бид‘ату доляль), которое явно противоречит целям и задачам мусульманских канонов».
 

«Бид‘а — выдуманное направление в религии (в духовной или религиозной практике), похожее на канонически правильное. Цель его — излишне усердное поклонение Господу» — такое определение бид‘а дает имам аш-Шатыби.

В одном из богословских словарей приводится следующий комментарий относительно бид‘а: «Бид‘а бывает похвальной (махмуда, хасана) и порицаемой (мазмума, сайиа). Обычно данный термин (бид‘а) употребляется в отрицательном значении как для характеристики того, что ведет к пренебрежению утвержденными религиозными нормами, так и характеристики тех норм, что введены сверх канонически определенных. В хадисе сказано: «Нововведение [касающееся основ веры или религиозной практики мусульманина и вступающее в явное противоречие с канонами] — это новшество (бид‘а), а всякое новшество — это схождение с правильного пути». В терминологии шариата бид‘а — это то, что не является сунной.

Необходимо упомянуть слова великого ученого Ибн Хаджара: «Если нововведение подпадает под дозволенное шариатом (мустахсан), то оно называется похвальным (бид‘а хасана), а если подпадает под отвергаемое им, то называется порицаемым (бид‘а сайиа). Если не относится ни к одной из этих двух категорий, то является свободно дозволенным (мубах, то есть человек вправе поступать в соответствии с собственным выбором и по своему желанию)».

Вот заключение известного богослова современности Юсуфа аль-Кардави, касающееся нововведений вообще и связанных с пятничной молитвой в частности: «Не все, что появилось после пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) [в духовной, религиозной и научной практике], является отвергаемым нововведением. Мы хорошо знаем, что практика чтения второго азана к пятничной молитве была введена праведным халифом ‘Усманом ввиду расширения города и увеличения его населения. Также после Пророка мусульманскими учеными было создано и систематизировано большое количество религиозных и околорелигиозных наук, которые на первых порах преподавались в мечетях. Ни одно из этих нововведений не противоречило Божественным установлениям, переданным через пророка Мухаммада. Напротив, эти нововведения вращались вокруг оси Слова Божьего и служили практическому применению людьми Его законов. Все то, что не противоречит смыслу и призванию религии, не может быть осуждаемо и канонически отвергаемо. Из такого рода нововведений, связанных с пятницей, мы знаем, к примеру, чтение Священного Корана до призыва на пятничную молитву в некоторых арабских государствах и ва‘азы (религиозные уроки и назидания) в некоторых неарабских странах, проводимые до или после молитвы. Это было введено не в качестве фарда или сунны, но с целью укрепления веры и углубления знаний в обществе, не вступая в противоречие с постулатами веры и религиозной практики».

Резюмируя сказанное, можно сделать следующее краткое заключение: если нововведение не противоречит канонам, способствует более полному раскрытию смысла религиозного учения и его ценностей, укреплению духовно-нравственных начал в обществе, то такого рода новшества похвальны. В остальных же случаях все новое в религии является ересью и категорически неприемлемо.

Тем же, чей разум взыщет более весомых аргументов, предлагаем подробный теологический анализ вопроса о бид‘а.

Исламские богословы едины во мнении, что новшество в религии (включающее в себя веру, духовность, религиозную практику и все то из обыденности, что имеет четкие границы, обозначенные Кораном или Сунной) есть отклонение от истинного пути. Мусульмане в данных областях жизни, сохраняя богобоязненность и благочестие, должны остерегаться соблазна нововведений, ибо сказано в Священном Коране:

— «Или есть у них сотоварищи [компаньоны, партнеры; дьяволы из числа людей и джиннов], издающие для них те религиозные законы, которые не дозволяемы Господом?! [Зачем некоторые люди выдумывают и увязывают с религией то, чего на самом деле нет?!]» (Св. Коран, 42:21);
— «Не говорите ложно языками своими, что «это — запретно (харам), а это — разрешено (халяль)» [выдумывая, предполагая, не зная что к чему, не имея прямых доказательств и тем самым] наговаривая клеветническую и лживую информацию в адрес Всевышнего. Те, кто лживо измышляет и клевещет в адрес Бога, не добьются успеха» (Св. Коран, 16:116).

Подтверждая коранические знамения, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто введет новшество в наше дело [в то, что имеет прямое отношение к религии и наследию заключительного Пророка], (выдумает нечто новое) из того, что не относится к нему [несопоставимо и вступает в противоречие], то оно [данное нововведение] неприемлемо (отвергаемо)»; «Наилучшая речь [повествование] — это Книга Господа [Священный Коран], наилучшее направление [с множеством путей] — это завещанное Мухаммадом. Наихудшее из дел — это новоявленное [в религии], и всякое [подобное] новшество — заблуждение».

Примеры еретических, строго порицаемых религиозных новшеств:

— добавление шестой обязательной молитвы (фард) к пяти ежедневным, определенным Господом;
— установление для себя обязательного дня поста, помимо определенных Священным Кораном или Сунной;
— поклонение Творцу посредством поста в дни, когда его соблюдение запрещено, например в день Праздника Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) или в течение четырех дней Праздника Жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам);
— принуждение себя к отказу от отдельных видов пищи, считая это жертвой во имя Бога;
— чтение азана при захоронении покойника;
— предположение, что Ад не вечен;
— убеждение, что обитатели Ада не будут претерпевать физических мук и страданий, а наказанием их будет лишь позор, посрамление, моральная подавленность и печаль;
— протирание ног при омовении вместо мытья их водой, как это делают шииты, отвергая явную и достоверную сунну Пророка и исходя лишь из собственного толкования коранического аята;
— запрет на протирание ног (масх) поверх кожаных сапог («хуффейн» или «джаврабейн») при омовении, о чем говорят шииты, отрицая достоверную сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и т. д.

Согласно единому мнению исламских ученых, в процитированных нами ранее аятах и хадисах подразумеваются именно такого рода религиозные новшества, нововведения.

Приведем пример из Сунны Божьего посланника. Однажды он, увидев человека, стоящего под лучами палящего солнца, поинтересовался, почему тот так поступает. Ему ответили, что этот человек дал Господу обет (назр) поститься, стоя под открытым небом, не укрываясь в тени. Узнав об этом, Божий посланник приказал мужчине присесть в тени и завершить обетованный пост.

«По поводу новшеств, связанных с обычаями и традициями народов, среди ученых существуют разногласия со времени смерти пророка Мухаммада. Некоторые заявляли, что любое нововведение, появившееся после смерти Пророка, неприемлемо, даже если это касается питания, одежды или жилья. Однако золотой серединой в данном вопросе является суждение, соответствующее общему духу веры, с учетом гибкости ее правовых принципов, их актуальному и современному звучанию во все эпохи, независимо от технического или интеллектуального прогресса, а именно: обычаи, традиции и бытовая практика (народов) не являются отвергаемыми новшествами в той степени, в какой они не вступают в очевидное противоречие с Кораном, достоверной Сунной Пророка и иджма‘».

Теперь подробно рассмотрим один из главных хадисов, касающихся темы нововведений (бид‘а). В своей последней проповеди пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто будет жить после моей смерти [во все последующие века вплоть до Конца Света], тот станет свидетелем многих разногласий [миллионам, миллиардам, а тем более всему человечеству враз сложно будет прийти к единому мнению]. Обязанность ваша — это моя Сунна [путь, направление; именно достоверные мои высказывания и наставления будут способствовать вашему сплочению, помогут идти по жизни сообща] и Сунна [четырех] праведных халифов, которые будут [руководить вами, станут хорошим наглядным примером мусульманского благородства и благочестия] после меня. Следуйте этому [направлению, этим наставлениям и образцам], насколько возможно [в меру ваших сил и возможностей; держитесь и не отпускайте]. [И при этом] остерегайтесь новшеств [в религии]! Воистину, всякое нововведение [касающееся основ веры или религиозной практики мусульманина и вступающее в явное противоречие с канонами]— это новшество (бид‘а), а всякое новшество — это схождение с правильного пути».

Для лучшего понимания смысла приведенного хадиса обратимся к основной части обширного комментария из книги авторитетного богослова аль-Ханбали И. «Джами‘ аль-‘улюм ва аль-хикям...»:

«1. В хадисе Пророк призывает нас придерживаться его пути и пути праведных халифов, а это включает в себя следование их убеждениям, действиям и словам.

2. Имам Малик передает слова ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза: «Пророк, а также правившие после него халифы определили пути, приверженность к которым составляет руководство Книгой Господа, а это — сила в Его религии. Никто не вправе поменять, изменить их или следовать тому, что противоречит им. Кто сверяется с ними, тот идет по верному пути. Кто просит помощи у Всевышнего, следуя этим заветам, тому будет оказана помощь. Того же, кто предаст их забвению и не будет следовать пути мусульман, Творец передаст в руки тех соблазнов, которых он желал, а в жизни будущей его ожидает Ад».

3.
«… а всякое новшество — это схождение с правильного пути». Под словом «бид‘а» подразумевается все, что появляется в религии внове и в основе своей не имеет ничего общего с нормами шариата, то есть если в Священном Коране и Сунне нет ничего, что прямо или косвенно указывало бы на это. А все то, что имеет конструктивную взаимосвязь с мусульманскими канонами, не является тем религиозным новшеством (бид‘а), о котором (как явлении отрицательном) идет речь в упомянутом хадисе, и оно может называться новшеством (бид‘а) лишь с лингвистической точки зрения. Такое новшество мы назовем словом «бид‘а» только по лингвистическому, но никак не по вкладываемому в него религиозному смыслу.

4. Для лучшего понимания отвергаемого новшества приведем следующий хадис. Кясир ибн ‘Абдулла  передает: «Пророк  говорил: «Кто  введет  (выдумает)  новшество,  сводящее  с правильного  пути,  которым не будет  доволен  Господь  и Посланник,  на том — его  грех,  а также  грех  тех,  кто  последует  этому новшеству;  и грех [людей, следующих  этому  новшеству],  который  ложится на него,  не освобождает  их от греха  [что  лег  на них за следование данному нововведению]» (св. х.  имамов  ат-Тирмизи  и Ибн  Маджа).

5. Имам аш-Шафи‘и говорил: «Нововведения (бид‘а) бывают двух видов: 1) нововведения, которые противоречат Священному Писанию — Корану, Сунне пророка Мухаммада, наследию сподвижников Пророка (эсар) и тому, в чем сошлись мнения ученых (иджма‘) — такого рода новшества есть ересь, отклонение от правильного пути; 2) то, что не противоречит перечисленному; в этом случае нововведение не является порицаемым новшеством». Говоря это, он исходил из общего понимания Корана и Сунны, а также из слов халифа ‘Умара, произнесенных им после утверждения в качестве обязательной (на уровне сунны) ежедневной молитвы «Таравих» (во время Рамадана) в мечети во главе с имамом: «Насколько великолепно это новшество (бид‘а)!».

Конечно, «соответствие» или «несоответствие» чего-либо нового в духовно-религиозной практике Священному Корану или Сунне, если нет прямого и однозначного аргумента (о чем мы неоднократно упоминали в изложенном исследовании), каждым ученым рассматривается по-своему. Но когда проведена соответствующая работа (иджтихад), стремление к истине бескорыстно и компетенция человека достаточно высока (соответствующее богословское образование, личная практика и опыт других), то, как говорил Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует), «если ученый прав пред Господом, он получает за свои старания две степени вознаграждения; если же богослов сделал все от него зависящее, но ошибся, то он получает одну степень вознаграждения».

Все то новое, что вносится в религию и не увязывается с ее общепринятыми нормами (будь то основы веры и религиозной практики, а также каноны, связанные с повседневной жизнью и имеющие четкие формулировки в Коране и Сунне), пусть даже придумано-надумано это в качестве особого или дополнительного проявления набожности пред Богом, — оно отвергаемо, неуместно, неприемлемо (бид‘а сайиа).

Не следовать мазхабу — это нововведение?
Мазхабы — это практическая инструкция следования Сунне, оформленная лучшими учеными-богословами первых столетий после Пророка, причем так, чтобы миллиардам верующих, работающих в самых разных (преимущественно не религиозных) областях жизни, оставалось лишь применить одну из четырех, точнее даже двухформ религиозной практики, а не заниматься поиском ответов и рекомендаций в огромном пространстве сотен тысяч хадисов. Религиозные школы (мазхабы) систематизировали наследие заключительного Посланника, что явилось также значительным облегчением для работы мусульманских богословов последующих столетий.

А потому делаем вывод: неследование мазхабу (с практической точки зрения) можно назвать порицаемым нововведением (бид‘а сайиа).

Относится ли галстук к нововведениям? И почему президент Ирана и другие представители арабских государств не используют галстуки в своем гардеробе?
Термин «нововведение» как то, что порицаемо и отвергаемо в религии, относится к духовной и религиозной практике, к тому, что имеет четкие и ясные формулировки в Коране и Сунне. Стиль же одежды мусульманина или мусульманки не регламентирован религией, но в некоторой степени лимитирован — имею в виду общие положения этики и морали, прописанные Кораном или озвученные Пророком. К этому относятся, например: прикрытие определенных частей тела, отсутствие расточительности, стремления походить на представителя противоположного пола, приобретение одежды на честно заработанные деньги. Из всего вышесказанного ясно, что галстук не относится к нововведениям в религии (бид‘а), никак не связан с этим каноническим термином.

Представители же некоторых арабских и иных мусульманских государств не используют галстука в своем гардеробе потому, что, как вы, наверное, смогли заметить, предпочитают собственно традиционную одежду, в которой рубашка не имеет необходимого для галстука воротника. Костюмы многие из них также редко носят, а если и носят, то надевают к соответствующей рубашке и галстук.

Шамиль Аляутдинов, umma.ru

0 комментариев

Оставить комментарий