Посредничество в торговле
Вопрос: Ассаляму алейкум! Расскажите, пожалуйста, о посредничестве в торговле. Что разрешено, а что – запрещено?
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахватуллах ва баракятух. Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Одним из видов торговой сделки, запрещенной Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), является продажа товаров селян горожанами. Как поясняют ученые правоведы, это те случаи, когда селянин доставляет свою сельскохозяйственную продукцию для ее реализации в город по рыночной стоимости, а горожанин предлагает селянину отдать ему товар, чтобы продать его за большую цену. При этом, если бы селянин сам продавал свои товары, это было бы дешевле и от этого в конечном счете выиграли бы селяне, горожане и он сам.
Такого рода торговые отношения были распространенными в доисламский период. Анас говорит: «Продажа горожанином от лица селянина позже была запрещена, даже если они кровные братья» (Аль-Бухари и Муслим). Из чего мы также узнаем, что для мусульман общественные интересы выше личных.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Горожанин не продает товар селянина. Оставьте людей, пусть Аллах сделает так, чтобы они обеспечивали друг друга» (Муслим).
В этом коротком высказывании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
«Оставьте людей, пусть Аллах сделает так, чтобы они обеспечивали друг друга»,
— заложен важный принцип торговли, а именно тот, что свободное ценообразование на рынке товаров должно происходить без чьего-либо вмешательства.
Когда Ибн Аббаса спросили, что имелось в виду под словами: «Горожанин не продает товар селянина», — он ответил: «Городской житель не должен быть его посредником» (Аль-Бухари).
Было бы хорошо, если бы горожанин проинформировал селянина и дал ему дельные советы по продаже товара и при этом не взял бы никакого вознаграждения, чтобы этот совет был дан ради Аллаха, так как совет есть часть религии и даже более того. Как утверждается в хадисе:
«Религия есть совет» (Муслим).
В другом хадисе говорится:
«Если ваш брат спросит у вас совета, то дайте ему совет» (Ахмад).
Что же касается посредника (маклера) в таких делах, то в большинстве случаев он ради получения своего вознаграждения забывает об общественных интересах.
Разрешенное маклерство
В других случаях в посредничестве нет ничего предосудительного, поскольку оно является одним из связующих звеньев между покупателем и продавцом, что во многих случаях облегчает совершение сделки.
В настоящее время услуги посредников стали более востребованы, чем в прошлом, вследствие усложнения торговых и коммерческих отношений, включающих разные виды экспортных и импортных операций, а также оптовую и розничную закупку и продажу. Посредники играют весьма важную роль в расширении товарооборота. Следовательно, вполне объяснимым является тот факт, что посредники за оказанные услуги берут комиссионные, которые представляют собой фиксированную сумму денег, пропорциональную объему продажи, или же устанавливаются по согласованию сторон.
В сборнике аль-Бухари говорится: Ибн Серин, Ата, Ибрахим и аль-Хасан не видели ничего предосудительного в получении комиссионных за посредничество. Ибн Аббас говорил: «Нет ничего плохого в том, если кто-то предложит другому: „Продай эту одежду, и то, что ты выручишь сверх такой-то цены, будет твоим“. А Ибн Серин сказал: «Когда один другому предложил: „Продай это за такую-то цену, а прибыль возьми себе (или разделим ее между собой)“, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: »Мусульмане не отходят от (оговоренных) своих условий"». Этот хадис сообщен аль-Бухари со слов ряда рассказчиков. Его пересказали Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким и другие.
Всевышний Аллах знает лучше.
islam.com.ua
0 комментариев