10 Aug 01:38 avatar

Имам Абу Ханифа: его жизнь и учение

Исламские учёные: История и археология: Имам Абу Ханифа: его жизнь и учение

Абу Ханифа входит в число ученых первых трёх веков существования Ислама, которые Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал наилучшими, и поэтому неудивительно, что он относился к числу достойнейших из наших праведных предшественников. Потому так важно для нас знать биографию и фикх этого имама, одного из праведных предшественников.

Нугман бин Сабит бин аль-Марзубан – таково полное имя Абу Ханифы. Согласно наиболее распространённому мнению, Абу Ханифа родился в 80 году хиджры. Большинство историков считают его персом, хотя некоторые исследователи утверждают, что он был афганцем и родился не в Куфе, как принято считать, а в Кабуле.

Еще больше разногласий вызывает его кунья. Учитывая, что «Ханифа» традиционно считается женским именем, возникло утверждение о том, что Абу Ханифа получил свою кунью по имени дочери. Стало быть, ее следует перевести как «отец Ханифы». Однако в исторических источниках упоминается, что у Абу Ханифы был лишь один сын, а звали его Хаммад, так что версия с «отцом Ханифы» становится очень слабой.

Широкое распространение получило смысловое толкование куньи Абу Ханифы через анализ лексического значения ее ключевого слова — «ханифа». Под последним в литературном арабском языке понимается «носимый за поясом письменный прибор, чернильница», с которой Абу Ханифа никогда не расставался. Таким образом, словосочетание «Абу Ханифа» возможно перевести как «человек с чернилами».

Абу Ханифа вошел в историю Ислама как факих – ученый в области фикха. Но мало кому известно, что до прихода в эту науку Абу Ханифа изучал «калам» – нечто вроде философии на религиозные вопросы, но затем бросил его. Вот что его ученики запомнили с его слов о себе: «Я занимался каламом, пока не приобрёл большую известность. Однажды, когда мы сидели поблизости от кружка Хаммада бин Абу Сулеймана, ко мне подошла какая-то женщина и спросила, как по Сунне следует совершать развод, но Абу Ханифа не знал этого. Он направил женщину к Хаммаду, а потом узнал, что тот ответил. Ответ так впечатлил его, что он сказал: “Нет мне больше нужды в каламе”, после чего взял свои сандалии, подсел к Хаммаду и стал записывать его слова».

По рассказам его современников мы можем понять, каким был внешний вид имама. Абу Ханифа был смугловатым человеком выше среднего роста. Он отличался приятной и внушающей уважение внешностью, имел длинную бороду и носил красивую одежду, чалму и сандалии. Он имел красивый голос, был красноречив и часто пользовался благовониями, по запаху которых можно было узнать о его появлении.

О его набожности существует много преданий. Сообщается, что Хафс бин ‘Абд ар-Рахман сказал: «Я поддерживал деловые отношения с Абу Ханифой в течение тридцати лет. Он прочитывал Коран один раз в каждые три дня и ежедневно раздавал садаку».

Ибн аль-Мубарак сказал: «Однажды я сказал Суфйану ас-Саури: “Сколь далёк от поношения других Абу Ханифа! Я никогда не слышал, чтобы плохо отзывался даже о своём враге”, на что он ответил так: “Клянусь Аллахом, он слишком умён для того, чтобы предоставлять власть над своими добрыми делами тому, что уничтожит эти дела”».

Аль-Муваффак приводит рассказ Хафса, являвшегося компаньоном Абу Ханифы, который снабжал его товаром. Хафс рассказывал, что однажды Абу Ханифа прислал ему товар, предупредил, что в какой-то из одежд имеется недостаток, которые он назвал, и велел ему указать на это покупателям, если тот будет продавать её. Хафс продал товар, но забыл указать на эти недостатки и ничего не сказал тому, кто купил у него это, когда же об этом узнал Абу Ханифа, он раздал в качестве садаки все полученные деньги, а было там тридцать тысяч дирхемов.

Абу Ханифа четко придерживался Корана и Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в своем учении и при отсутствии того или иного решения вопроса в этих основных источниках прибегал к высказываниям  сподвижников. Но если и среди них не было однозначного ответа, то Абу Ханифа выносил решения, рассуждая по аналогии («кияс»). Другой великий ученый аш-Шафи‘и произнес следующие слова: «Люди черпают знания мусульманского права у Абу Ханифы» или  «Люди в мусульманском праве подобны детям при сравнении с Абу Ханифой».

Имам Абу-Ханифа побывал в водовороте двух крупных шиитских восстаний, был свидетелем беспощадного низвержения омейядской династии, прошел через кровавое горнило хариджитской войны, оказавшись даже заложником в осажденном хариджитами родном городе. Все это не могло не отложить отпечаток на его мировоззрение и делало его последовательным сторонником мира. Он был противником сектантства, жестко отзывался о тех, кто прибегал к убийствам и преступлениям в угоду собственному исковерканному пониманию религии. «Клянусь Богом, я не знаю более великого греха среди людей Киблы, чем грех братоубийства», – писал он в письме Усману  аль Батти.

Имам обучал людей следовать Корану и Сунне, а также понимать их так, как это делали праведные предшественники – сахабы и табиуны. Так сформировалась его школа – мазхаб, ученики которой записывали слова и фетвы своего имама.

Мазхаб Абу Ханифы распространился из Куфы по различным землям. И в наши дни именно этот мазхаб превалирует в Ираке, Иране, Афганистане, Пакистане, Индии, Китае, Японии, Туркестане, Сирии, Египте. Он получил распространение также и на территории Европы, а именно на Кавказе, в Крыму, в мусульманских анклавах Югославии и Албании.

Абу Ханифа скончался в середине месяца шавваль 150 года хиджры. Абу Хаййан аз-Зийади сказал: «Мне сообщили, что когда Абу Ханифа почувствовал приближение смерти, он совершил земной поклон, и в это время душа его покинула тело». Сообщается, что проводить имама в последний путь собралось очень много людей, количество которых достигало пятидесяти тысяч.

Некоторые высказывания Абу Ханифы

О единобожии
«Взывать к Аллаху следует только посредством Него Самого. Отвратительно, когда говорят: “О Аллах, ответь мне ради такого-то человека”, ведь Аллах ничем не обязан людям» («ад-Дурр аль-Мухтар», 6/396).

О людях, не соблюдающих намазы
Абу Ханифа говорил: «Человека, не совершающего намазы, все равно следует считать мусульманином, и нельзя выводить его из Ислама» («Хашия Ибн Абидин», 1/352).

Запрет имама Абу Ханифы заниматься каламом и предаваться спорам о религии
Когда его сын попытается повторить занятие своего отца каламом, имам категорически запретит ему предаваться подобным занятиям. А на вопрос сына о причине запрета скажет: «Да, мы спорили, но так осторожно, будто бы над головами у нас парили птицы, ибо боялись довести до заблуждения своих оппонентов. Вы же дискутируете, желая довести до ошибки своего собеседника. А кто желает подобное, тот, по сути, желает, чтобы его собеседник стал неверным. А кто желает другому неверия, тот сам станет неверным прежде, чем обратит в неверие своего оппонента…»

Из трудов Абу Ханифы на русский язык переведены несколько работ:

«Аль-Фикх аль-Акбар»
Впервые этот трактат Абу Ханифы был переведен в 2000 году Смирновым А. под названием «Большой фикх» и напечатан в Вестнике Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
Затем в 2001 году эта работа была заново переведена Рустамом хазратом Батровым. Этот перевод вошел в сборник «Трактаты. Важнейшее знание» и был напечатан в издательстве «Муравей». Данный перевод отличается более ясным изложением мусульманского вероучения.

«Аль-Фикх аль-Абсат»
На русский язык этот трактат перевели и опубликовали под названием «Абу-Ханифа: Упрощенное знание», приняв, что авторство принадлежит этому имаму.

«Письмо Усману аль-Батти»
Это краткое послание, авторство которого приписано Абу Ханифе, упоминает некоторые важные аспекты исламского вероубеждения. Усман аль-Батти – современник Абу Ханифы.

О жизни Абу Ханифы переведены и изданы несколько книг.

Рустам Батыр «Абу-Ханифа. Жизнь и наследие». Издательство: Медина, 2007 г.

«Великий имам Абу Ханифа ан-Ну'ман», автор Вахба Сулейман Гавиджи. Перевод: Владимир Абдулла Нирша.

muslimpress.ru

1 комментарий

avatar

Назидательные истории из жизни имама Абу Ханифы

Богобоязненность Абу Ханифы привела к принятию Ислама огнепоклонником
В «Тафсиру Кабир» рассказывается: «Имаму Абу Ханифе задолжал один огнепоклонник. Как-то имам отправился к нему за своими деньгами. Когда он подошёл к его дому, на обувь прилипло что-то нечистое. Он отряхнул ногу, и грязь попала на стену дома огнепоклонника. Имам подумал: «Если я не уберу грязь, стена останется испачканной, а если буду её очищать, то она может испортиться, и в обоих случаях нанесу хозяину ущерб». Затем он постучал в дверь, её открыл раб. Абу Ханифа приказал позвать хозяина.
Вышедший из дома должник подумал, что имам будет требовать деньги, и стал искать причины для оправдания. Но Абу Ханифа рассказал о приключившемся с ним и спросил, как ему поступить. Огнепоклонник, увидев богобоязненность и чистоту помыслов имама, понял преимущество Ислама и принял его («Тафсир Кабир», стр. 67).

Жара лучше ростовщичества
Как-то люди увидели, что имам Абу Ханифа сидит под палящим солнцем, и спросили, почему он не сядет в тень дома напротив. На что имам ответил: «Хозяин этого дома должен мне денег, и я боюсь, что использование тени от его дома будет ростовщичеством (риба)" («Укудулчуман», стр. 244).

Терпение и следование хадису
Амр сын Хайсама рассказывает: «Во время предзакатной молитвы я принёс имаму письмо от шиитов. Он совершил все намазы в мечети, и мы пошли к нему домой. Там мы поужинали, затем имам отправил меня спать, а сам всю ночь совершал намаз суннат. Разбудил меня на утренний намаз. Совершив омовение, мы пошли в мечеть. После намаза имам не покинул своё место, и вдруг на него откуда-то сверху упала змея. Абу Ханифа наступил ногой на голову змеи и продолжил поминания Аллаха до восхода солнца. Прочитав дуа, он приказал убить змею и рассказал хадис: «Тот, кто совершит утреннюю молитву и до восхода солнца ничего, кроме поминания Аллаха, не скажет, он подобен муджахиду на пути Аллаха»» («Укудулчуман», стр. 247).

Аллах любит видеть дары свои на своих рабах
Имам Абу Ханифа наставлял своих друзей: «Надевайте хорошую, чистую одежду». В одно из собраний пришёл человек в старой одежде. Когда все уходили, имам подозвал его и наедине сказал: «Дорогой, подними тот коврик, возьми всё, что там есть (там было 1000 золотых монет), и купи новую одежду». Тот ответил: «Я состоятельный человек и не нуждаюсь в этих деньгах». Тогда имам укорил его: «Разве ты не слышал хадис Пророка (мир ему и благословение): «Аллах любит видеть дары свои на своих рабах». Иди очисти себя и используй дары Аллаха, чтобы друзья радовались, а не печалились, видя твоё плохое состояние» («Манокибу Муваффак», стр. 245).

Поучительный урок
Передают от Масара сына Кидама: «Мы шли по дороге с имамом Абу Ханифой, вдруг он нечаянно наступил на ногу юноши. Тот вскрикнул от боли и стал угрожать: «О старец, ты не боишься мести в Судный день?» Имам, услышав эти слова, потерял сознание. Я приподнял его, и только через несколько часов он пришёл в чувство» («Укудулчуман», стр. 229).

Этику в одиночестве соблюдать важнее, чем даже в обществе других людей
Давуд Таи рассказал: «Я 20 лет служил имаму. За это время я ни разу не видел его без головного убора или с вытянутыми ногами, будь он один или среди людей. Как-то я спросил: «Уважаемый имам, что плохого в том, что, будучи один, ты вытянешь ноги?» Он ответил: «В одиночестве этику (адаб) необходимо соблюдать ещё больше, чем среди людей» («Хадоикулханафия», стр. 72).

Необходимо остерегаться сомнительного
Как-то чужой баран оказался в стаде баранов города Куфы. И не было возможности отделить его, чтобы вернуть хозяину. Люди опасались, как бы он не попал в руки мясника, а тот не продал его на рынке, так как мясо такого животного считается запретным. Слухи об этом дошли до имама. И тогда Абу Ханифа спросил: «Сколько лет живёт баран?» Ему ответили: «До семи лет». После этого имам семь лет не ел мяса с рынка Куфы.

Наставлением имама Абу Ханифы нашлось потерянное имущество
Один человек пришёл к имаму и рассказал: «У меня было несколько дирхемов, я их спрятал, теперь они мне нужны, но я не могу их найти, что мне делать?» Имам Абу Ханифа ответил: «Брат, этот вопрос отсутствует в фикхе, почему ты у меня спрашиваешь?» Так как человек был неумным, он стал умолять: «Ты же близок к Аллаху, подскажи мне какой-нибудь выход». На что имам ответил: «Пойди соверши омовение и всю ночь совершай намаз». После нескольких ракаатов намаза тот человек вспомнил, куда положил деньги. Позже он отправился к имаму и сказал: «Я последовал твоему наставлению и нашёл свои деньги». Тот ответил: «Да! Сатане не понравилось, что ты всю ночь будешь совершать намаз, и из-за этого он напомнил, куда ты положил деньги. Тебе надо было всю ночь совершать намаз и плакать, чтобы унизить сатану» («Укудулчуман», стр. 268).

Ответ упрекающему
Один человек долго шёл за имамом, в чём-то упрекая его. Подойдя к дому, Абу Ханифа повернулся к нему и сказал: «Брат, я уже пришёл к себе домой. Если твоё сердце не успокоилось, ты скажи, я подожду, чтобы оно успокоилось» («Укудулчуман», стр. 219).

Совершеннотерпение
Один несчастный завистник в сильном гневе ударил по щеке имама Абу Ханифу, на что тот спокойно сказал: «Брат, я тоже могу ударить тебя по щеке, но я этого не сделаю. Я могу пожаловаться халифу, но я этого не сделаю. Я могу ночью помолиться против тебя Аллаху, но я этого не сделаю. И в Судный день по справедливости Аллаха могу отомстить тебе, но я этого тоже не сделаю. Даже если в Судный день я спасусь и спрос за мои поступки будет благоприятным, я не вступлю в Рай без тебя» («Хадоикулханафия»).

Материал: Мухаммад-Фарук Азимов, преподаватель медресе имени имама Абу Ханифы

Оставить комментарий