Ислам vs Капитализм: Человек и общество. Часть 3.
Как вы думаете, можно ли одновременно максимизировать выгоду всех слоев общества? Известные экономические подходы говорят о невозможности этого.
Однако если направить интересы одного человека так, чтобы они содействовали достижению интересов всего общества, то тогда и человек, и общество смогут получать максимум выгоды и пользы. В сущности, к этому и стремится исламская экономика.
При соблюдении исламских экономических принципов человек, как потребляя, так и производя, должен служить интересам всего общества. Человек, стремящийся увеличить свой доход, будет увеличивать и доход других людей. Человек, осуществляющий потребление, будет способствовать увеличению доходов и, соответственно, увеличению потребления других людей.
Например, помощь населению с низкими доходами одновременно приведет к увеличению потребления, что повлечет за собой увеличение производства и занятости. Иными словами, непосредственная помощь, оказанная одной группе населения, в рамках исламской экономики опосредованно, даже в том же объеме, отразится на других слоях населения.
Если человек, имеющий сверхпотребность зарабатывать деньги, будет делать это не с помощью спекулятивных финансовых операций, а с помощью производства и труда, то тогда такое стремление человека будет одновременно служить интересам всего общества. В противном случае посредством финансовых операций речь будет идти о несправедливом перераспределении дохода от одной группы населения к другой.
Также люди, которые из-за отсутствия денег бесцельно проводят свое время в кафе за чашкой кофе или чая (картина, типичная для многих традиционно мусульманских стран), не приносят пользы ни себе, ни обществу. Однако если обеспечить этих людей беспроцентными кредитами в обмен на проект, эта незадействованная человеческая энергия станет источником мощного импульса для развития.
Как видно, действия человека, которые могут нанести экономический вред как ему самому, так и обществу, в системе исламской экономики, наоборот, обретают полезные свойства. Поэтому если мы реализуем модель, в центре которой человек, то должны воплощать не модель не ограничивающую его желания либо никак не затрагивающую его, а направляющую его предпочтения на пользу его самого и всего общества.
Этот вопрос очень важен. Экономические политики, реализуемые на сегодняшний день, поддерживают одну группу населения, но при этом забывают о другой. Согласно такому подходу, если непосредственно увеличить прямой налог на доходы, то можно будет финансировать больше социальных расходов. Однако в этом случае из-за увеличения налогового бремени уменьшится занятость. Поэтому увеличение пенсий для престарелых людей, пособий по безработице воспринимается как неприятная нагрузка для государственного бюджета. Например, сегодня в странах ЕС, и особенно в Германии, правительства идут по пути ограничения и снижения социальных расходов. Также в Турции некоторые рассматривают помощь сельскому хозяйству как вид перераспределения доходов от одной части общества к другой. Можно привести еще много подобных примеров, и озабоченность этим имеет основание в рамках существующих экономических моделей.
Однако развиваемая нами исламская экономика реализует такой подход, который недоступен для других моделей. Она задействует механизмы, одновременно приносящие пользу всем слоям населения. Например, поддержка сельского хозяйства путем увеличения эмиссии в определенном объеме, исходя из определения денег как стимулятора экономической активности, означает поддержку и других слоев населения. Это особенно актуально для стран, в которых значительная доля населения занимается сельским хозяйством или живет в сельской местности.
Если крестьяне получат желаемый доход от своей продукции, то это отразится на местных мелких предпринимателях в виде возросшего спроса на их продукцию и услуги. Кроме того, поддержка сельского хозяйства поможет развитию агропромышленности, что создаст дополнительные рабочие места. Серьезное снижение покупательной способности крестьян влияет на жизнь не только крестьян, но и других групп общества.
Еще один пример. Дополнительные выплаты служащим-пенсионерам не только сделают довольным эту группу населения, но и покроют дефицит спроса, существующий на рынке. Конечно же, такие государственные расходы должны осуществляться в рамках правил и денежных соотношений, предусмотренных в обсуждаемой нами модели исламской экономики.
Другая важная тема — это чувство собственности. Это чувство, которое проявляется уже в детском возрасте, заложено в природе человека и обязательно должно быть принято во внимание в модели исламской экономики. Марксистские подходы в этом вопросе шли против природы человека.
Важно здесь и не отрицать природу человека и заложенное в ней чувство собственности, как это делал коммунизм, и не забывать человека, делая его ненужным для общества. Исламская экономика признает природу человека такой, какая она есть, и направляет предпочтения, обусловленные этой природой, как на пользу самого человека, так и на пользу всего общества.
Другой важный момент заключается в том, что предпочтения человека в экономике не всегда рациональны, так как он зачастую руководствуется не разумом, а чувствами. Например, некоторые не могут отказаться от употребления табака, алкоголя и других веществ, вызывающих зависимость, несмотря на их очевидный вред. Или, например, невозможно продавать свинину в мусульманских странах, даже если цена на нее будет очень низкой.
Кроме того, способности каждого человека различны. Один сможет осуществлять производство с помощью определенной суммы денег, другой ничего не сможет сделать с той же суммой. Различные способности людей приводят к тому, что и общества в целом могут обладать различными способностями. Поэтому при формировании экономической политики необходимо учитывать и этот фактор.
Итак, к выводам. Люди, вырабатывающие экономические законы, должны познать человека и общество, понять смысл их существования и, исходя из этого, создавать правила, ведущие к благополучию общества.
Наша модель исламской экономики исходит из природы человека и ее особенностей. Она ставит целью помочь всем группам населения, а не только одной, достичь такого уровня благополучия, который позволит людям самостоятельно, не обращаясь к помощи других, обрести экономическую независимость. Истинная свобода для человека и государства — это возможность существовать независимо от других людей и государств.
umma.news
0 комментариев