Как мусульмане относятся к другим религиям?
Как ислам учит относиться к другим религиозным общинам? Ответ на этот вопрос следует непосредственно из самого Корана.
Прежде всего, Коран указывает, что есть одна общая религия, которую проповедовали все пророки, это послание монотеизма, которое началось не с Авраама, до него были Ной, а до них обоих – сам Адам, который, по сути, является первым пророком.
В чем смысл этого послания?
Суть этого послания в прямом смысле заключается в исламе, в самом широком значении, потому что мы говорим, что ислам – это достижение мира через покорность Аллаху, и все пророки учили именно этому. Неудивительно поэтому, что Коран называет Авраама, других пророков и последователей Иисуса мусульманами. Все они названы мусульманами. Люди, которые подчинились Аллаху, чтобы достигнуть мира на разных уровнях.
Итак, в сущности, смысл учения один. На самом деле Коран описывает разных пророков в истории не сражающимися или воюющими друг с другом, что, к сожалению, иногда происходит между их последователями, но как одно братство пророков, как различные звенья одной цепи откровения, протянувшейся от первого до последнего пророка. Поэтому верить и уважать их всех – не просто вопрос политкорректности. Это вопрос веры по Корану, без которой мусульманин не может называться мусульманином.
В действительности, принимая всех пророков, мы выделяем пятерых из них – величайших из великих или улу аль-‘азм. И евреи, и христиане, и мусульмане, и историки знают их имена. Пять самых влиятельных религиозных деятелей или пророков в истории человечества это, конечно, Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммад (да пребудут над ним мир и благословение Аллаха).
Но Коран говорит не только о теологическом или концептуальном сходстве между пророками, он идет дальше и указывает на природу их отношений. Вот одно из основных мест в Коране, где говорится об этом. Давайте прокомментируем его. Это глава 49, стих 13, в которой Бог говорит с родом человеческим. В Коране есть много мест, где Аллах говорит напрямую, эти стихи начинаются со слов «О люди!». Это очень интересно, потому что, когда Коран обращается к мусульманам, вменяя им какие-то обязанности, например, пост, благотворительность, хадж, он говорит «О верующие», имея в виду уверовавших в ислам.
Красота в разнообразии
Этот стих, как еще около двухсот стихов Корана, начинается со слов «О люди»: мусульмане, немусульмане, все люди, это ваш Господь говорит со всеми вами. Это имеет очень большое значение. И далее Коран продолжает: «Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины», одной пары, мужчины и женщины. Иногда это переводится как «мужчинами и женщинами». Но если взять первый вариант, одну пару мужчины и женщины, то это совершенно ясно указывает, что все люди принадлежат к одной семье.
Вы знаете, что люди говорят о белой расе, черной расе и других. Коран также привлекает наше внимание к тому, что помимо этих рас, есть одна раса, человеческая, которая вся, насколько бы разнообразной она ни была, произошла от одной пары родителей. Затем он говорит: «Мы сделали вас народами и племенами». Почему?«Чтобы вы узнавали друг друга». Умышленное разнообразие, единство в разнообразии.
Об этом говорится в другом стихе Корана, глава 30 стих 22, прекрасный стих, объясняющий происхождение языков и цвета кожи: «Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом – знамения для обладающих знанием».
Это было сотворено намеренно, чтобы сделать жизнь более интересной. Это похоже на букет цветов, где белый цветок красив по-своему, желтый – по-своему, точно также красный и розовый, но красивее всего, когда они все вместе. Если бы все было одинаковым, жизнь была бы скучна. Разнообразие было создано преднамеренно. И это прекрасно.
Стих заканчивается указанием на единственный критерий, который Аллах предъявляет всему человечеству, критерий, определяющий лучшего из людей: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный».
Это открытое соревнование, в котором каждый может участвовать, и препятствовать в этом не могут ни состояние, ни цвет кожи, ни национальность, ни даже религия, потому что иногда Коран также осуждает фальшивые и пустые религиозные заявления, которые не подкреплены истинной добродетелью. Это прекрасный пример той глубокой братской связи, которая существует между людьми.
Доктор Джамал Бадави (Jamal Badawi) – профессор Университета Сент-Мэри в Галифаксе, Канада, где в настоящее время он преподает в области менеджмента и религиоведения. Он является автором ряда работ по различным аспектам ислама.
onislam.net
0 комментариев