Вера, верность и вероломство
Верность… Это наполненное глубоким смыслом слово примечательно тем, что оно — и в русском, и в арабском языке — имеет общий корень со словом «вера».
Уже одно это обстоятельство должно склонить человека рассудительного к мысли о важности этого качества и его прочной связи с верой. Особенно сегодня, когда верности у людей становится всё меньше и в почёте вероломство, предательство и безответственность.
С чем же ассоциируется у нас это слово? Для некоторых слово «верность» в его арабском произношении — «аманат» — стало синонимично словам «тайна», «секрет». Для них оно означает нечто такое, о чём нельзя распространяться, тайна, доверенная одним человеком другому. Мы так и говорим друг другу: «Я тебе скажу кое-что, но это аманат».
В других случаях мы применяем слово «аманат» к чему-то вещественному, что мы отдаём исключительно в личное пользование или оставляем на хранение кому-то. Принимающий сразу понимает, на каких условиях и для чего поступила к нему данная вещь. Это будто воззвание к совести: тебе доверили нечто, поставив определённые условия, выполняй же их!
Как видим, упомянутые выше значения этого слова близки по смыслу и охватывают разные проявления верности. Но сосредотачиваясь на каком-то одном из этих проявлений, мы иногда забываем, что верующему должна быть присуща не какая-то особая, «узкоспециальная» верность. Нет, от него требуется верность вообще, везде и во всём. Она должна быть его неотъемлемым свойством и пронизывать все его дела. Она должна быть второй натурой мусульманина, а не нарядным костюмом, который достают из шкафа по праздникам, и не чайным сервизом, о котором вспоминают в особых случаях.
Верности отведено почётное место в нашей религии. Аяты и хадисы побуждают нас ответственно подходить ко всем делам и к любой обязанности. Верность мусульманина проявляется в его отношениях с Господом, с людьми и с самим собой. Ислам всеобъемлющ, он регулирует все сферы человеческой жизни, и верность должна проявляться в каждой из них, будь то семейная жизнь, дружеские отношения или работа.
Верность в отношениях с Аллахом — это исполнение Его велений и соблюдение Его запретов. Коран учит: «Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили» (сура 16 «Пчёлы», аят 91), то есть неуклонно исполняйте всякое обязательство, которое вы берёте на себя, будь то обязанности перед Всевышним или обязательства перед людьми, если только последние не противоречат Книге Аллаха и Сунне Его Пророка [Ат-тафсир аль-муйассар].
Всевышний поведал нам в Коране истории Нуха, Худа, Салиха, Люта, Шу‘айба и других пророков и посланников (мир им всем), и мы знаем, что каждый из них говорил своему народу: «Поистине, я для вас — верный, надёжный посланник, так бойтесь же Аллаха и подчиняйтесь мне!».
Такими были Божьи избранники, и, разумеется, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не был исключением. Ещё до начала его пророческой миссии соплеменники прекрасно знали о его честности и правдивости, которые стали притчей во языцех. Он отличался такой верностью, что его так и прозвали — аль-Амин, что означает «верный, честный, надёжный». Даже после того, как он начал проповедовать Коран, язычники по-прежнему оставляли ему на хранение ценные вещи, несмотря на их крайне враждебное отношение к его религии и его последователям. Они знали, что он никогда не поступит вероломно и что никто не сохранит доверенное лучше, чем он. Ни гонения на мусульман, ни даже покушение на его жизнь не заставили Пророка (мир ему и благословение Аллаха) поступиться принципом верности. Покидая родной город и отправляясь в Ясриб, он велел ‘Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) задержаться в Мекке, чтобы вместо него возвратить людям вещи, которые они доверили ему на хранение.
Так он воспитывал своих благородных сподвижников (да будет доволен ими Аллах), давая им понять, что вера и вероломство никогда не объединятся в одном сердце. Благодаря этому сегодня мы можем привести тысячи примеров верности из жизни замечательных людей, воспитанных на ценностях Ислама и на примере его Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Хорошо известно, что когда мусульмане под командованием Са‘да ибн Абу Ваккаса завоевали столицу Сасанидской Персии — Ктесифон, им достались неслыханные богатства. Золото, серебро, прекрасные кони, огромные стада и наполненные закрома — никогда прежде арабы не видели таких сокровищ. Командующий армией отправил военную добычу ‘Умару ибн аль-Хаттабу, халифу мусульман, и она была доставлена в целости и сохранности. Никто из сопровождавших ценный груз не присвоил даже ломаного дирхема, хотя у них были все возможности для этого. Когда они предстали перед халифом, он сказал: «Поистине, людям, которые принесли это, присуща верность и они достойны доверия». Тогда ‘Али ибн Абу Талиб сказал ему: «О повелитель верующих! Ты воздерживаешься от запретного, и твоя паства воздерживается от запретного, а если бы ты позволял себе брать то, на что у тебя нет права, они поступали бы точно так же!».
Верность свидетельствует о многом, но в первую очередь — об осознании человеком ответственности перед Всевышним и перед людьми за каждое сказанное слово и за каждый совершённый поступок. Коран гласит: «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия. И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу [в Судный день]. Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах» (сура 17 «Ночной перенос», аяты 34–35).
Как видим, верность имеет множество различных проявлений, среди которых верность данному слову и исполнение обещаний, честность и надёжность в деловых и в любых имущественных отношениях. Она проявляется в отношении к семье и к родителям, к друзьям и коллегам по работе, к беднякам, которые надеются на твою поддержку, и к сиротам, которым ты можешь заменить родителя.
В этом же ряду стоят сохранение оставленного на хранение, и использование полученного от кого-то имущества исключительно по назначению, и своевременная передача по назначению в целости и сохранности того, что передают через тебя другому человеку, будь то деньги, слова или что-то иное.
Иными словами, верность в самом широком смысле слова — это чистосердечие, искренность и вообще оправдание ожиданий и оказанного тебе доверия в любой сфере. Поэтому — и об этом ясно говорится в Коране — успеха добьются только те верующие, «которые оправдывают доверие и соблюдают договоры» (сура 23 «Верующие», аят 8).
В хадисе говорится: «Нет веры у того, у кого нет верности, и нет религии у того, кто не соблюдает договоры» [Байхакы]. А четвёртый праведный халиф ‘Али ибн Абу Талиб сказал, что в обязанности верующего перед людьми входят три вещи: «Разговаривая с ними, он должен говорить правду, если они доверят ему нечто, он не должен поступать вероломно, и если он пообещал им что-то, он должен сдержать обещание».
Проповедуя верность, честность и надёжность, Ислам одновременно запрещает противоположные им качества: вероломство, предательство, мошенничество и безответственность в любых формах и проявлениях. Поступать вероломно запрещается даже по отношению к тому, кто первым предал доверие. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оправдывай доверие того, кто доверяет тебе, и не поступай вероломно с тем, кто поступает вероломно с тобой» [Тирмизи; Абу Дауд].
Как же прекрасна и справедлива религия Всевышнего! Мусульманин не может предать оказанное ему доверие, даже если этот человек уже поступил вероломно по отношению к нему. Ведь если верующие перестанут исправлять пороки и уподобятся тем, чьи сердца далеки от Истины, кто тогда удержит общество от нравственного разложения и погибели. Когда бедуин спросил нашего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о Судном Часе, он сказал: «Жди наступления этого Часа, когда исчезнет верность». Тот спросил: «А как она исчезнет?» Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Жди наступления этого Часа, когда руководить будут неспособные люди» [Бухари].
Поступая вероломно, человек не просто грешит против того, кто доверился ему. Своим поступком он способствует распространению недоверия среди людей, а это самым негативным образом сказывается на состоянии всего общества. Поэтому человек, осознающий ответственность за свои поступки и за будущее нашей уммы, не позволит себе предавать доверие. И не случайно наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал вероломство одним из признаков лицемерия. В достоверном хадисе говорится: «Признаков лицемерия три: говоря, человек лжёт, обещая, нарушает обещание, а если ему доверяют, он поступает вероломно» [Муслим]. Более того, «кто указал брату своему на какое-то дело, зная, что лучше поступить иначе, тот уже поступил вероломно по отношению к нему» [Абу Дауд].
Это повод задуматься и спросить себя: как мы поступаем по отношению к людям, когда они доверяются нам? Руководствуемся ли мы принципом верности во всём, что мы говорим и делаем? Желаем ли мы нашим братьям и сёстрам то, что желаем себе, и помогаем ли им словом и делом, когда это в наших силах? Или же мы, пользуясь своим положением, обманываем и предаём для того, чтобы урвать хоть немного от этого тленного мира, и сами являемся частью недуга, поразившего умму нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?
Сохранить верность и остаться надёжным братом, другом и товарищем по-настоящему трудно. Славный сподвижник Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «Первыми исчезнут из этой уммы стыдливость и верность, поэтому просите Аллаха даровать вам эти качества». А наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) описал, как легко люди будут терять верность, когда перестанут печься о своей правдивости и своём благочестии. Он сказал: «Человек заснёт ненадолго, и верность будет изъята из его сердца, после чего останется от неё только еле заметный след. Потом он снова заснёт на короткое время, и верность будет изъята из его сердца [полностью], после чего останется от неё только подобие волдыря. Это как если бы ты уронил на ногу раскалённый уголь и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри ничего нет. А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже намереваться оправдывать доверие! И дойдёт до того, что будут говорить: “Есть среди людей такого-то племени человек, который заслуживает доверие”» [Муслим].
Пусть же Всевышний поможет нам не забывать о верности и сделает её нашей второй натурой, и да не исчезнет она из наших сердец до скончания дней наших!
link
1 комментарий
Если и почему...
Если ты не проявляешь любви к своим братьям и сестрам по вере, почему ты ждешь любви к себе от Всевышнего?
Если ты не заботишься о своей религии, почему ты ждешь успеха в мирском?
Если ты порываешь связь с родственниками, почему ты думаешь сохранить ее со Всевышним?
Если ты не помогаешь нуждающимся, почему ты надеешься на помощь Всевышнего?
Если ты не следуешь стопам Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, почему ты надеешься оказаться в Раю с ним и с его последователями?
Если тебе безразлично положение уммы, почему ты надеешься на неравнодушие по отношению к себе?
Если ты обманываешь надежды людей в этом мире, ты можешь быть уверен, что Всевышний не обманет твои в Судный день?
Если у тебя нет веры и духовного имущества, почему ты считаешь себя богатым?
Если в твоем сердце нет любви к братьям и сестрам, почему ты думаешь, что в нем есть место для веры?
Если ты не держишь пост или не совершаешь пятикратный намаз, почему ты считаешь себя здоровым?
Если ты не знаешь, доживешь ли до завтра, почему запасаешься так, будто будешь жить вечность?
Если тебе удалось обмануть другого, почему ты считаешь неудачником именно его, а не себя?
Если то, что предначертано тебе (имущество), непременно к тебе придет, почему ты ищешь его на пути грехов и излишних стараний ради мирского?